15 мая в Карачаевске состоялось торжественное открытие мемориальной доски видному общественно-политическому деятелю Карачаево-Черкесии Абдулу Муссаевичу Кубанову, которому исполнилось бы ровно 100 лет. Память об этом замечательном человеке увековечена на фасаде дома № 32 по ул. Мира, где Абдул Муссаевич прожил значительную часть своей жизни.
Торжество собрало общественность республики, пришли студенты и школьники. Род Кубановых также прислал своих представителей, чтобы почтить память своего соплеменника. А. М. Кубанов и его сподвижники являются инициаторами создания общественной организации карачаевского народа «Джамагъат». Во многом благодаря усилиям этих людей был принят федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов».
О жизни и судьбе Абдула Кубанова, о его заслугах перед Отечеством и народом говорил каждый из выступавших на митинге в честь открытия мемориальной доски. Работу митинга вел заместитель Мэра Карачаевского городского округа Сергей Панферов. Поочередно он приглашал для выступления корреспондента газеты «Къарачай» Махмуда Кубанова, заместителя председателя Народного Собрания КЧР, председателя общественной организации «Къарачай алан халкъ» Руслана Хабова, заслуженного деятеля науки РФ, доктора исторических наук, профессора Аскербия Койчуева, председателя Совета старейшин Карачаевского городского округа Науруза Кубанова.
Множество интересных, а подчас и неизвестных исторических фактов рассказали директор народного «Музея Карачая» Сосланбек Джанибеков и ветеран МВД, полковник, заслуженный юрист КЧР Кады Халкечев. Со словами благодарности в адрес тех, кто способствовал установлению мемориальной доски, выступила дочь Абдула Кубанова Людмила Узденова. Ей и внучке Абдула Муссаевича Мариям Ганиевой было предоставлено право снять покрывало с мемориальной доски.
На черном мраморе открылся выполненный мастером Вениамином Хубиевым портрет умного, честного, благородного человека, каковым он и останется в памяти земляков.
Зульфия Кечерукова
Кубанов Абдул Муссаевич
Кубанов Абдул Муссаевич родился 15 мая 1914 г. а ауле Джегута Усть-Джегутинского района Карачаевской автономной области в крестьянской семье.
Трудовую деятельность он начал с 8-летнего возраста: пас скот, одновременно учился в сельской школе. В 1930 г. окончил 5 классов с похвальной грамотой. Затем окончил педагогический техникум в Микоян-Шахаре (ныне г. Карачаевск). С 1933 г. по по 1935 г. работал в колхозе «13 лет Октября». В 1936 г. окончил одногодичную Северо-Кавказскую правовую школу в Пятигорске. В 1936 г. был призван на военную службу в Красную Армию. Служил в авиадесантных частях особого назначения в Белорусском особом военном округе. Был отличником боевой и политической подготовки, за отличную службу был удостоен наркомовской премии.
После окончания службы в рядах Красной Армии A. M. Кубанов был назначен на должность прокурора и работал в этой должности сначала в Усть-Джегутинском, затем в Малокарачаевском районах КАО.
В августе 1941 г. был призван на фронт. Служил в 341-й стрелковой дивизии в должности военного следователя Военной прокуратуры до 1943 г. После депортации карачаевского народа A. M. Кубанов был отозван с фронта и, как другие карачаевцы, отправлен в ссылку в Среднюю Азию (в Киргизию).
Во время пребывания в Киргизии работал на разных должностях: заместителем председателя колхоза им. В. Пика, бухгалтером этого колхоза, старшим инструктором-бухгалтером Таласского областного управления сельского хозяйства, с 1952 г. по 1957 г. — преподавателем Всесоюзных заочных учетных курсов Министерства сельского хозяйства Киргизии.
Вскоре после образования по решению Президиума Верховного Совета СССР Карачаево-Черкесской автономной области A. M. Кубанов одним из первых был отозван Обкомом КПСС из мест высылки и направлен на работу в органы МВД вновь созданной автономной области.
В течение 10 лет Абдул Муссаевич работал в должности заместителя начальника Карачаевского райотдела милиции. После отставки из органов МВД — с 1968 года — продолжил трудовую деятельность в различных организациях и предприятиях г. Карачаевска (заведующим центральной районной сберкассой, начальником комбината коммунальных предприятий г. Карачаевска, юрисконсультом).
A. M. Кубанов неоднократно избирался депутатом Карачаевского городского и районного Советов, депутатом в областной и Карачаево-Черкесский республиканский Советы народных депутатов.
Абдул Муссаевич был удостоен многих наград за время участия в Великой Отечественной войне и свой труд в мирное время (более 20 правительственных наград — ордена, медали, почетные грамоты, дипломы и т. д.
Он всегда принимал непосредственное, живое участие в общественно-
политической жизни Карачаево-Черкесии, явился инициатором и одним из создателей карачаевской общественной организации «Джамагъат». В течение 10 лет (с 1988 по 1998 гг.), как один из руководителей общества, активно занимался вопросами полной реабилитации карачаевцев и укрепления дружбы между народами многонациональной Карачаево-Черкесии.
Абдул Муссаевич был одним из самых уважаемых людей республики. Он внес огромный вклад в дело реабилитации карачаевцев. После возвращения карачаевского народа из мест ссылки, особенно в 70-80 гг. прошлого века, в области сложилась очень непростая для народа ситуация. Можно сказать, что велась неприкрытая дискриминационная работа против карачаевцев. В течение многих лет в областной прессе систематически (почти еженедельно) появлялись статьи, очерняющие представителей народа. Кульминацией этой работы стал III Пленум Обкома КПСС, на котором против карачаевцев был выдвинут целый ряд очень тяжких и необоснованных обвинений: предательство, наличие якобы большого числа банд, совершавших нападение на отступающие части Красной Армии, уничтожение детдомовских детей и т. д. (впоследствии эти обвинения А. М. Кубановым и его соратниками документально были опровергнуты). На Пленуме было заявлено, что «…слово «карачаевец» ассоциируется с понятиями «бандит», «преступник», «спекулянт», «тунеядец»…». Возвращение карачаевского народа в родные места трактовалось не как исправление сталинско-бериевских преступлений против народов, а как «шаг гуманизма и великодушия ЦК КПСС и Советского правительства», т. е. как помилование преступников.
А. М. Кубанов и небольшая поначалу группа соратников (А. Г. Урусов, X. И. Бадахов, К. Т. Лайпанов) начали серьезную работу по восстановлению честного имени карачаевского народа. По предложению А. М. Кубанова был создан инициативный комитет по полной реабилитации народа, в который вошли 36 уважаемых представителей карачаевцев — ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Была проделана огромная работа: встречи в трудовых коллективах, собрания в аулах, съезды народа Карачая, проведение общенационального траурного митинга, посвященного 46-й годовщине депортации карачаевского народа (в митинге, по официальным данным, участвовало около 30 тысяч человек). Кроме того, инициативной группой и обществом «Джамагъат» по просьбе широкой общественности были подготовлены обращения в высшие органы государственной власти страны.
Обращения в Верховный Совет СССР, ЦК КПСС, подписанные 3500 карачаевцами, содержали просьбу о принятии закона «О реабилитации репрессированных народов». Эти Обращения отвозились в Москву и передавались в соответствующие органы делегацией во главе с A. M. Кубановым и А. Г. Урусовым
Можно сказать, что в принятии Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» большая заслуга карачаевских активистов и, в первую очередь, А. М. Кубанова и А. Г. Урусова.
А. М. Кубанов за свою активную деятельность по восстановлению справедливости по отношению к своему народу, критику политики руководства обкома и крайкома КПСС, в буквальном смысле очерняющей один народ в глазах других, политики, способствующей созданию напряженности в межнациональных отношениях, пострадал. Вскоре после указанного Пленума он был исключен из рядов КПСС за критику решения III, а затем и продолжившего ту же политику IV Пленумов обкома КПСС, критику руководства обкома и крайкома. Восстановлен он был в партии при вмешательстве ЦК КПСС только через 6 лет.
Сложными для Карачаево-Черкесии, как и для всей страны, оказались и девяностые годы — время всплеска националистических настроений, устремлений к самоопределению, суверенитету. В сохранении единой Карачаево-Черкесской Республики также можно отметить несомненную заслугу А. М. Кубанова. Он проводил планомерную последовательную разъяснительную работу карачаевских, черкесских, ногайских аулах, в казачьих станицах, призывал к сохранению единства.
До конца своей жизни он оставался истинным патриотом своего народа, своей республики, единой Великой России.
Инициативная группа по увековечению
памяти А. М. Кубанова