Поэт обожал осень – нет, не тот ее промежуток времени, когда «унылая пора» и земля основательно подготовилась к спячке, а именно то «очей очарованье» — с листвой, еще не утерявшей силы и свежести, но уже раскрашенной палитрой теплых тонов. В его кабинете все осталось как при жизни – стройные ряды книг в алфавитном порядке их авторов, уют ухоженного интеллигентного дома и… краснобокие яблоки сада, заглядывающие с веток в окно. Этот сад он посадил много лет назад, и сколько же душевных разговоров, споров о судьбе и состоянии отечественной литературы здесь велось с собратьями по перу – как столичными, так и из кавказских республик под шашлычок и благородное коллекционное вино… Здесь бывали Юрий Бондарев, Анатолий Алексин, Кайсын Кулиев, Николай Доризо, написавший посвящение Карачаевску: «Я хотел бы жить как дома в этом милом городке», сын Бориса Пастернака Евгений, а также общественные деятели, ученые-филологи, и другие известные люди.
Поэт всегда стремился быть на гребне событий, чтобы своей лирой ответить на вопросы, волнующие современников. И в этом крылась причина его популярности.
В день поминовения народного поэта КЧР Азамата Суюнчева в его доме в Карачаевске собрался, казалось, весь цвет интеллигенции республики. И хотя до годовщины со дня его кончины оставался еще месяц, семья решила провести этот ритуал в любимую пору поэта, тем более что после маулута и поминального обеда предстояло посетить могилу Азамата Алимовича на родовом кладбище в Новой Джегуте, где должно было состояться открытие надгробного памятника. Супруга Лиза, дочь Татьяна, младший брат Алаш и другие родственники по наитию знали, — Азамат Алимович остался бы доволен таким решением – погода в конце октября с ее дождливой распутицей и первыми заморозками создала бы для людей проблемы, а он этого не любил. В поэте Суюнчеве крылся уникальный кладезь человечности, норм поведения горца, отношения к матери, женщине. За поминальным столом женской половины находились представительницы профессорско-преподавательского состава КЧГУ им. У Алиева: С. Акачиева, М. Султанбекова, Т. Алиева, Ф. Хубиева, соавтор учебника поэта по родному языку Х. Азаматова-Кочкарова, из Черкесска приехали давние друзья семьи врачи республиканской больницы Н. Батдыева и Ф. Мекерова. Тепло встретили присутствующие «царицу филологии», профессора Лейлу Бекизову, сразу же засыпав вопросами о том, как прошли торжества в Махачкале, посвященные 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова, где она выступила с основным докладом на научно-практической конференции. И это было совершенно к месту – так бы поступил и Азамат Суюнчев, высоко ценивший творчество великого дагестанца.
Прибывающие сочли долгом посетить музей А. Суюнчева, расположенный в его дворе. Экскурсию вели внучка поэта Белла, доцент кафедры прикладной биотехнологии Северо-Кавказского федерального университета и директор музея Залина Французова. У одного из стендов, посвященного выдающимся землякам, я обратила внимание на стихи, адресованные ученому-филологу, автору карачаево-балкарско-русского словаря Ханафию Суюнчеву: «Ты будешь жить, забвения не зная, без старости, как песня горных рек, пока орлы летят над Карачаем, пока в горах искрится белый снег». Бесспорно, эти слова можно отнести и к самому автору этих строк, в чьих поэтических сборниках мы находим россыпи народной мудрости.
К полудню эскорт автомашин отправился в Новую Джегуту к могиле А. Суюнчева. Рядом покоится прах его сына, талантливого ученого-биотехнолога Олега, который ушел из жизни тремя годами раньше. Митинг по поводу увековечивания памяти А. Суюнчева открыл профессор КЧГУ А. Койчуев. В своем выступлении он напомнил присутствующим о наиболее значительных вехах биографии поэта, ставшими уже христаматийными, ведь его творчество изучается в учебных заведениях.
Как истинный горец А. Суюнчев всегда был готов защитить Отечество. В 1941 году он был курсантом вонно-пехотного училища в Орджоникидзе, а через год принял участие в боях на Дону. Здесь он был тяжело ранен. Вместе со своим народом пережил суровые годы репрессии, водил караваны в пустынях Кызыл-Кума, участвовал в освоении целины, окончил Чемкентский пединститут, работал в школе. Огромен вклад А. Суюнчева в исследовании человеческих судеб в годы депортации. Он был одним из немногих литераторов, поднявших голос протеста против репрессий в СССР, является автором знаменитой «Азиатской тетради». Им издано около 30 книг, в том числе прозы и публицистики, научных трудов. Его именем еще при жизни названа одна из улиц Нальчика, он является лауреатом литературной премии имени Касбота Кочкарова.
На митинге также выступили профессор Лейла Бикизова, министр печати и национальных отношений Евгений Кратов, председатель совета старейшин общественной организации «Къарачай Алан Халкъ» Ахмат Катчиев, председатель культурной национальной автономии «Ногай Эль» Валерий Казаков и другие. Было внесено предложение установить А. Суюнчеву бюст в Карачаевске, где он долгие годы работал в университете, занимался общественной деятельностью, и именно в этом городе им были созданы наиболее значимые произведения.
Людмила Осадчая