В снежные морозные дни начала зимы в Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского университета им. У.Д. Алиева состоялось открытие выставки «У природы нет плохой погоды…» И эти слова из песни всеми любимого фильма как нельзя более подходят к экспозиции, которую представила известная художница, доцент кафедры рисунка Института культуры и искусств КЧГУ, к.п.н. Наталья Кириченко — член Союза художников России и Творческого СХР.
Наталья Кириченко в 1996 году с отличием окончила художественно-графический факультет КЧГПУ. С 1997 года она регулярно участвует в выставках творческих работ разного уровня. Творчество Натальи Кириченко отмечено грамотами, дипломами, в 2014 году она награждена была «бронзовой» медалью, а в 2016 году – серебряной медалью ТСХР «За вклад в отечественное изобразительное искусство».
С 2007 года Наталья Кириченко участвует в пленэрах группы «Колесо»
В своем творчестве основное внимание она уделяет цветовому решению композиций, краткосрочным и ярким явлениям в природе. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе.
Специально к выставке Наталья Сергеевна подготовила буклет с фотографиями наиболее знаковых произведений из экспозиции своей выставки. Мастерски снятые фотографии были размещены словно бы по небеленому, сероватому холсту хорошего качества. И интересный, да просто талантливый текст буклета, написанный автором, — своеобразная лекция студентам. Собственно, для них большей частью и была организована выставка. Студенты с интересом рассматривали осенние этюды, обменивались мнениями и, конечно же, делали выводы для себя.
«Природа, как живой организм, постоянно меняется по состоянию, освещению и контрастам. Меняется в ритмических вибрациях воздушных масс, в насыщенности цветом, в согласованности тонов и оттенков», — пишет в своем буклете Наталья Кириченко. И продолжает: «Пленэр очищает, оживляет палитру художника, учит его благородным гармониям и естественным природным сочетаниям цветов, развивая зрительную память художника, формирует хороший вкус… Практика пленэра заставляет художника работать быстро и ловко, ухватывая меняющиеся состояния и отношения цвета и тона, требует от него накопления этих впечатлений в памяти как бы про запас и извлекать их из нее, как инструмент ремесленника, по мере необходимости».
И опять процитирую Наталью Кириченко: «Трудно состояться полноценным художником без работы с натурой, без глубокого внутреннего осмысления ее эстетических смыслов, которые, в дальнейшем, могут быть художественно преобразованы…»
К этим словам трудно что-либо добавить, остается лишь взять их на вооружение, что и сделали участники выставки, студенты и не только.
На торжественном открытии выставки выступили президент КЧГУ им. У. Д. Алиева, к.п.н., д. псих.н., профессор Бурхан Тамбиев; директор ИКИ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук к.п.н., доцент Виталий Огузов; заведующий кафедрой рисунка, член СХР, доцент Магомет Бостанов, заведующая аспирантурой КЧГУ, отличник просвещения РФ, заслуженный работник ВШ КЧР Зарима Батчаева, а также коллеги-преподаватели. Среди них была и педагог Дома детского творчества Карачаевского городского округа, известная художница Валентина Аджиева, много лет проработавшая бок о бок с Натальей Кириченко в стенах художественно-графического факультета.
Каждый из выступавших непременно подчеркивал твердый характер Натальи Кириченко, принципиальность, целеустремленность и товарищеские качества нашей героини. Она на самом деле такая – очень ответственная, строгая, требовательная, «твердая» (при всей внешней мягкости и женственности). А еще она очень добрая и человечная, справедливая, просто порядочная, не по годам мудрая и, вне всякого сомнения, чрезвычайно талантливая и трудолюбивая. Факт.
Об этом говорят ее многочисленные произведения, находящиеся в частных и музейных коллекциях, ее интересные выставки. Вот и эта выставка осенних этюдов стала еще одним тому подтверждением. Ее этюды словно залили осенней палитрой и золотым солнечным цветом все экспозиционное пространство. Хотя есть здесь произведения, написанные в монохромной гамме пасмурного дня в горах. Гладя на них, становится зябко, а на душе – словно бы сумерки и желание поразмышлять о смысле бытия.
Помню, после осеннего пленэра в Теберде (октябрь 2016 года) я увидела Наташу в стенах художественно-графического факультета. Она призналась, что опустошена, хотя выглядела очень энергичной, как всегда. Но выражение глаз было совершенно отсутствующим. Выложившись «до беспредела» на пленэре, она представила на суд, а в большей степени – на радость зрителю свои осенние этюды. Хотя каждый из них может претендовать на уже завершенное произведение. Убедитесь в этом сами.
Творчество Натальи Кириченко имеет, среди прочих, одну важную особенность: она очень тонко улавливает «настроение» природы и умеет точно передавать его зрителю средствами изобразительного искусства. Конечно, сказывается и многолетний опыт, в том числе и педагогический, и пленэры, где живописец «накоротке» с натурой. Но еще каким-то «шестым» или «седьмым», а может и «десятым» чувством она видит и понимает то, что недоступно взору и разуму простых смертных.
В завершении мероприятия заведующий музеем КЧГУ им. У. Д. Алиева, заслуженный художник КЧР, председатель выставочной деятельности ИКИ, член СХР, председатель отделения ТСХР по КЧР, академик Академии наук, искусств, культуры и бизнеса Кавказа Руслан Маршанкулов под бурные аплодисменты аудитории вручил Наталье Кириченко золотую медаль Творческого Союза художников России «За вклад в отечественное изобразительное искусство».
А на основе осенних этюдов Наталья Кириченко в скором времени напишет полотна, которые опять разойдутся по коллекциям, радуя своих обладателей полнотой жизни или настраивая их на философский лад.
Зульфия Кечерукова