Жизнь нашего города наполнена интересными событиями в сфере культуры, что и неудивительно – ведь 2016 год Мэром Карачаевска объявлен Годом культуры. На днях в Институте культуры и искусств КЧГУ им. У. Д. Алиева состоялось торжественное открытие выставки живописи художников Руслана Маршанкулова и Фахрикамал Махмудовой. Выставка носит символичное название «Единство», отражающее суть – эти художники супруги и их единство проявляется не только в обыденной жизни, но и в творчестве, хотя пишут они в совершенно разной манере.
Открытие выставки собрало преподавателей и студентов ИКИ, коллег-художников и всех желающих познакомиться с творчеством двух Богом одаренных живописцев. Об их таланте и трудолюбии более всего и говорилось на открытии: выступили директор ИКИ Виталий Огузов, одни из старейших художников Карачаево-Черкесии Магомет Бостанов, председатель Союза художников Карачаево-Черкесии Халис Атаев, известный художник Мусса Данашев, заслуженный художник КЧР Магомедзариф Гаджиев, коллеги-преподаватели по худграфу и представители студенчества.
Все выступавшие были едины во мнении о немалых заслугах Руслана Маршанкулова в развитии и популяризации изобразительного искусства в Карачаево-Черкесии, благодаря чему творчество многих молодых художников вышло на новый профессиональный уровень и стало известно широкому кругу почитателей. Они также отмечали высокий профессионализм Фахрикамал Махмудовой, как яркого представителя академического направления, работающего в то же время в весьма своеобразной тематике. Была выражена надежда, что в ближайшее время у Фахрикамал будет возможность поделиться своими знаниями и опытом со студентами художественно-графического факультета ИКИ. Все выступавшие благодарили хозяев выставки за этот замечательный праздник, который они подарили университету и городу Карачаевску.
— Эту выставку мы организовали для горожан, а также для учащихся, студентов, сотрудников ИКИ, чтобы заинтересовать, особенно студентов, показать им что-то новое. Картины из экспозиции были представлены на международных, всероссийских, региональных, зональных, республиканских и групповых выставках во Франции, Польше, в Китае, в Турции, Казахстане, Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, в Российской Академии художеств, в Пятигорске, Ставрополе, в Ростове-на-Дону. Организуя выставку, мы хотели, чтобы зрители поняли, что здесь представлены две разные школы, чтобы увидели их контраст и их гармонию, – так комментирует выставку Руслан Маршанкулов.
В экспозиции представлены пейзажи, жанровые и монументальные композиции, бытовой жанр, натюрморт, тематические картины, станковая живопись. Картины и этюды, написаны в разных странах мира. Руслан Маршанкулов добавил, что они с Фахрикамал ставили перед собой задачу создать у зрителей праздничное настроение, чтобы зритель увидел ищущих свое и чтобы находил что-то свое для себя, чтобы зритель знал и понимал красоту разных уголков мира, красоту архитектуры и помнил историю своего народа, как и народов разных стран, чтобы сохранились основополагающие ценности, которые могут быть утрачены.
А теперь немного расскажем о наших героях.
Руслан Маршанкулов — широко известный художник не только в Северо-Кавказском регионе, но и по Российской Федерации, а также за рубежом, художник, безусловно, талантливый, самобытный. Он заслуженный художник Карачаево-Черкесской республики, член Союза художников России, один из инициаторов и организаторов творческих пленэров художников России и группы «Колесо», стоял у истоков пленэрного движения в Карачаево-Черкесии. Руководитель Творческого объединения художников «Крокус», состоит в Союзе художников России, в Творческом Союзе художников России, в Международном художественном фонде, в Северо-Кавказской группе «Колесо», а также в Парижском объединении Cite Internationale des Arts — обучение в этой знаменитой школе искусств стало большой удачей и дало новый импульс в творческом развитии Руслана Маршанкулова. Он руководитель отделения по КЧР неформального объединения художников Юга России «Колесо», заведующий музеем художественно-графического факультета КЧГУ и, наконец, заместитель декана по выставочной деятельности. Остается лишь поражаться необычайной работоспособности этого человека, успешно совмещающего большую общественную, педагогическую работу и истинное творчество, которые были оценены по достоинству: Маршанкулов награжден памятной медалью Академии наук, культуры и бизнеса Кавказа, медалью к 120-летию со дня рождения Исмаила Семенова. С 2012 г. – они академик Академии наук, культуры, образования и бизнеса Кавказа, награжден Серебряной медалью «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников России. В 2013 г. награжден Золотой медалью «За вклад в отечественную культуру» Творческого Союза художников России. В 2013 г. – участник фестиваля культуры тюркских народов Ескишехир (Турция).
Работы Руслана Маршанкулова находятся в республиканском историко-культурном и природном музее-заповеднике, в Международном художественном фонде, ставропольском краевом музее им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, картинной галерее им. П. М. Гречишкина, в галерее Международной школы искусств «Cite international des Arts» (Париж), в мемориальном комплексе «Аллея Славы» и галерее А. Кадырова (Грозный), музее Ч. Айтматова (Ескишехир, Турция), а также в частных коллекциях в России, Турции, в Китае, в США, Украине, Грузии, Франции, Белоруссии, Германии и Палестине.
Реализм, импрессионизм, символизм… Список векторов в изобразительном искусстве, которые осваивает Руслан Маршанкулов, можно продолжать еще долго. Его творчество – это целый мир, живущий по своим законам. Картины излучают необычайно добрую энергетику, в них много солнца, они как будто живут и дышат. Вдохновляют Руслана дух и величие природы, молчаливо взирающие вершины, древние храмы и такие же древние, мудрые и невозмутимые старцы. Ущелья расступаются, превращаясь в долины, и словно «позеленевшие бронзовые чаши, налитые синей водой», по определению Паустовского, раскрывают свои объятия путнику. Картины Руслана Маршанкулова невозможно спутать с чьими-либо еще, настолько своеобразен творческий почерк этого замечательного живописца. Широкие размашистые мазки, яркие сочные цвета, вечное движение, мощь и красота, динамика во всем.
Безумные сочетания цветов на полотнах Маршанкулова у другого вряд ли бы прошли, но у него они находятся в удивительной гармонии и совершенно уместны. Таким он видит мир и родную землю. Эта земля прекрасна всегда, но особенно красива, когда на закате или восходе солнце золотит вершины гор и скалы, бывшие до этого, казалось бы, безжизненными. И золото, отражаясь от вершин, разливается по всему пространству. Таковы «Осень в горах», «Водопад Девичьи слезы», «Танец облаков», «Чертов Замок. Теберда». На выставке была еще одна картина с изображением Чертова Замка – эта легендарная вершина над Тебердой неизменно приковывает к себе пытливые взоры художников, фотографов и многочисленных туристов.
Великолепные горные пейзажи сменяются на выставке символизмом (а может сюрреализмом или еще каким-нибудь «измом»?). Но работы замечательные, наполненные глубоким философским смыслом.
В других полотнах Маршанкулов стремится запечатлеть жизнь и быт горцев, их мировоззрение, раскрыть суть вековых традиций своего народа, воспеть красоту родного края. Яркими примерами тому работы «Исход», «Возвращение», «Память», «Кормилица», «Джамагъат», на которых изображены драматические, а порой и трагические страницы истории карачаевцев и сцены из повседневной жизни и быта народа, мирный труд и добродушие которого всегда служили основой благополучия и успешного развития этноса.
Совершенно по-иному воспринимается творчество Фахрикамал Махмудовой. Санкт-Петербургская школа живописи, о которой так много говорили выступавшие на торжественном открытии выставки, в ее работах была представлена весьма широко. Получился интересный симбиоз на тему Востока и Запада, Азии и Европы – двух циклично сменяющих друг друга великих цивилизаций современности, взаимообусловленных и взаимообогащающихся благодаря таким, как Фахрикамал Махмудова. По-новому, ярко и красочно, необычно рассказывает Фахрикамал об истории, культуре и жизни номадов и тюркского мира в целом, к которому она и сама принадлежит этнически. Достаточно взглянуть на ее полотна «Ночная молитва», «Бабур» (а я бы назвала «Звездный всадник»), «Сабантой. Ногайский танец», «Песня» (не правда ли, парадоксальное название для картины, где изображен летящий на горячем скакуне витязь?). Удивительные люди, эти художники: они словно волшебники, открывающие для простых смертных порталы в другие миры, оставляя при этом право выбора – видеть или отказаться от особого взгляда, идти или не идти…
Обозначенная еще Львом Гумилевым тема евразийства, объединяющая два континента на одном материке, космополитизм автора продолжились серией уже «европейских» полотен Фахрикамал Махмудовой: «Зимнее утро» (вспомнились строки о Петербурге «Дремлет притихший северный город»), «Вечер на озере», «Хопер. Вечер», «Натюрморт с васильками», «Лютики», «Интерьер деревенского дома» и другие картины. Художница сочетает в своем творчестве еще и совершенно разные палитры – достаточно сравнить их на примере ярких красочных картин с живописными старинными улочками европейских городов, словно бы иллюстрирующих сказки Андерсена или братьев Гримм,
и написанных в монохромной гамме, как например «Письмо с фронта». Однако для менталитета российского зрителя одинаково близко и то, и другое и третье…
Жаль, что нет возможности рассказать о каждой картине. Но пусть читатель сам сходит на выставку и увидит что-то свое среди 80 (!) представленных на ней полотен. Фахрикамал по праву считается одним из лучших и перспективных молодых художников России, о чем говорит и ее послужной список. Самой судьбой ей было предназначено заниматься творчеством. Фахрикамал Махмудова родилась в семье архитекторов, а потому к изобразительному искусству приобщилась рано. Она окончила художественную школу и затем художественное училище им. П. А. Власова в Астрахани. В 2002 становится студенткой института им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Распределяется в станковую мастерскую профессора В. В. Пименова. В 2008 г. пишет диплом «Освобождение» на тему Великой Отечественной войны, ее дипломная работа участвует в выставке лучших дипломов Академии художеств. Потом по приглашению Союза художников России работает на академической даче им. Репина под руководством А. П. Ливитина. Там была написана картина «Ногайский танец» — одна из лучших, которые мне доводилось видеть в современной живописи.
В 2009 Фахрикамал становится стипендиатом Министерства культуры России, пишет картины на этническую тему и работает в монументальной живописи. Участвует в пленэрах в Турции и Крыму, потом Волгоградский пленер, пленэр в Захарово. В 2011 г. становится победителем в Международной художественной выставке-конкурсе «Жазира ЖАЙЫК-2011», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан..
В 2012 году она стипендиат министра культуры Польши Богдана Здроевского по стипендиальной программе «Гауде Полония». Стажируется в Варшавской Академии Изящных искусств под руководством профессора Станислава Байя. В этот период Фахрикамал пишет серию работ посвященных городам и культуре Польши. Отчетная выставка по проекту состоялась в Ченстоховском государственном музее «Galerija Dobrej Sztuki».
В 2013 г. в Астраханском государственном краеведческом музее состоялась персональная выставка «Образы степи». В том же году открылась персональная выставка «Польша. Взгляд через время». В июле 2013 в Астраханской Государственной картинной галерее состоялась совместная выставка с Зухрой Алиевой «В поисках пейзажа…». В октябре 2013 года Фахрикамал становится участником проводившегося в Алибекском ущелье (Домбай) пленэра ставропольского Союза художников, в тот же год становится лауреатом премии им. Б. М. Кустодиева в области изобразительного искусства, вместе с премией ей вручают медаль. Она также лауреат премии губернатора Астраханской области. Работы Фахрикамал Махмудоваой находятся в частных коллекциях России, Украины, Турции, Китая, Польши, Чехии, Крыма, а также в национальном музее Фуджоу (Китай), в Государственной картинной галерее им. Догадина (Астрахань).
Итак, экскурсия по выставке «Единство» заканчивается. Для меня она была очень интересной, познавательной и о многом заставила задуматься. Обращала на себя внимание удачная компановка картин, которая стала возможна благодаря четко разработанной концепции, поэтому ни разу не чувствовалось диссонанса или нарочитости. Все просто, разумно и очень интересно. Несомненно, выставка вызвала широкий резонанс, вскоре она переедет в Черкесск и, уверена, поразит и порадует жителей республиканской столицы. А мы будем ждать от наших художников новых картин и, конечно же, единства
Зульфия Кечерукова