Вы бывали когда-нибудь в Гречландии? Нет? Весьма сочувствую. А я была!!! И повезло мне вдвойне, потому что эта удивительная страна сама приехала в Карачаевск. Речь идет о встрече, проходившей на днях в КЧГУ им. Умара Алиева, куда в рамках реализации проекта «Греч-land и Я» во время арт-экспедиции по Карачаево-Черкесии приехала делегация творческой и студенческой молодежи из Ставропольского края, а также представители Ставропольского краеведческого музея. Встреча с преподавателями и студентами художественно-графического факультета Института культуры и искусств КЧГУ и педагогами Дома детского творчества Карачаевска была посвящена жизни и творчеству Павла Моисеевича Гречишкина. А большей частью — его светлой памяти. Участники экспедиции встретились с друзьями Мастера, взяли интервью у людей, знавших его, провели круглый стол «Певец Кавказских гор». Но круглый стол превратился в нечто неординарное, как это и свойственно всему, к чему прикасаются по-настоящему творческие личности — в своеобразный импровизированный «капустник», как это водилось у российской интеллигенции лет 100 назад. Удивительно, сколь жив и силен еще дух просвещения в наше суперпрагматичное время.
Без преувеличения можно сказать, что Павел Гречишкин явился основоположником нового направления в пейзажной живописи Кавказа, как художник он стал пионером, первопроходцем. Многие современные художники Северного Кавказа, очно или заочно, учились у него. И большинство из них с радостью и гордостью признаются в этом.
О своем личном знакомстве и о впечатлениях от общения с корифеем рассказал Магомет Сосранович Бостанов, который на сегодняшний день сам входит в число старейших художников Карачаево-Черкесии.
Заслуженный художник Карачаево-Черкесии Руслан Маршанкулов рассказал об удивительном факте, граничащем с мистикой: в тот день, когда не стало Павла Моисеевича, Руслан вместе со своими товарищами был на пленэре, и они стали свидетелями так называемого парада облаков: тучки небесные выстроились в ряд, словно бы отдавая честь душе человека, воспевшего волшебную природу гор.
Волшебством веет от каждой картины Павла Моисеевича. Он умел уловить и отобразить на полотнах только ему заметные нюансы пейзажа. Все дышит и живет своей неповторимой жизнью на этих картинах. И даже созерцание репродукций полотен Гречишкина оказывает, скажем так, «терапевтический эффект» на человеческую душу.
«Очарованный странник» Гречишкин побывал в разных уголках мира – в степях и предгорьях Ставрополья, на Кавказе, Севере России, берегах Волги, озере Байкал, в Индии, Непале, Японии, Египте, Турции, Италии, Греции, Мексике. Картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекция 40 стран мира. Его кисти принадлежат более 2000 пейзажей. Он открыл зрителям красоту степей Ставрополья, широко известны его пейзажи Урала, Русского Севера и Байкала. Рисуя восемь десятилетий, Гречишкин признавался: «…Я нарисовал семь километров картин».
И все-таки к горам Карачаево-Черкесии у него было совершенно особое отношение: более 20 раз он побывал на Клухорском перевале, покорил многие вершины, его именем названа поляна. По его любимым местам проводятся пленэры, а его последователи объединились в творческое объединение художников «Колесо». Павла Гречишкина по праву назвали «певцом Кавказских гор». До него так называли лишь поэта Лермонтова.
Мое знакомство с творчеством Мастера началось очень-очень давно – одним из самых ярких впечатлений детства стали его картины, выставленные в Музее Тебердинского госзаповедника. Они были подарены художником музею – поистине бесценный дар. Но и природа гор Карачаево-Черкесии, которую так сильно любил художник, и которая подарила ему множество незабываемых впечатлений, щедро одаривала своего почитателя.
Удивительную, свойственную только Гречишкину технику и палитру, живые горы, реки, озера и туман, живые камни и скалы мне не раз приходилось видеть на полотнах других художников, которые сумели выразить все это с той или иной степенью мастерства. Словом, Гречишкины зерна дают обильный урожай. Но творчество Павла Моисеевича до сих пор, во всяком случае для меня, как и для многих, продолжает оставаться непокоренной вершиной в пейзажной живописи.
И не только в художественном, но и в нравственном, чисто человеческом плане:
— Просто диву даешься, как его творчество меняет людей, мне не раз приходилось это наблюдать, — говорит преподаватель ИКИ Наталья Кириченко (Сорель).
Тернистый творческий путь Гречишкина от простого сельского мальчика до исполина пейзажной живописи служит примером беззаветного труда и любви к Отечеству. Один только факт, что он подарил Ставрополю 500 своих картин, говорит об этом человеке красноречивее всяких слов. К слову сказать, ценовой диапазон полотен художника колеблется в пределах 500000-1000000 рублей
Павел Моисеевичем Гречишкин (1922-2009) родился в селе Татарка под Ставрополем и всю свою жизнь там и прожил. Ему было присвоено звание «Заслуженный художник России», его имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России». Он Почетный гражданин Ставропольского края, Почетный гражданин города Ставрополя, участник Великой Отечественной войны, удостоенный боевых наград «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». В мирное время Павел Моисеевич был награжден орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции.
В Год культуры сотрудники Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве и его филиала – музея села Татарка – реализовали идею проекта «Греч-land и Я», осуществляя путешествия по стране детства П. М. Гречишкина.
По завершении круглого стола участники экспедиции посетили Тебердинский государственный природный биосферный заповедник и музей (г. Теберда), отыскивая места написания картин Гречишкина и сфотографировали их для сравнения. Рисунки и фотографии будут представлены на итоговой музейной выставке, а материалы исследований о жизни и творчестве Мастера – в мемориале и в интернет-публикациях.
Удивительная страна Гречландия, хотя ее и нет на географических картах, навсегда поселилась в душах многих художников Юга России. Да и не только художников, а всех, кто знаком с творчеством этого необыкновенного художника и замечательного человека.
Зульфия Кечерукова