На новогоднюю елку, организованную Администрацией Карачаевского городского округа, я шла как на обычное предпраздничное мероприятие. Но уже в фойе актового зала КЧГУ им. У. Д. Алиева вся деловитость слетела с меня – на руках у мамы надрывно плакала нарядная девочка с вьющимися белокурыми волосами. Я безуспешно попыталась ее утешить и только тогда заметила, что прекрасные серо-голубые глаза малышки ничего не видят. Ничего. Никогда.
Словно холодной водой окатило, и потом в течение всего детского праздника не раз подступал к горлу предательский ком сдерживаемых слез: было бы глупо и неуместно расплакаться посреди всеобщего веселья…
А праздник был в самом разгаре, хотя самые маленькие виновники торжества уже мирно спали на руках у заботливых мам – это было как раз время полуденного сна. По залу, творя чудеса, как феи, ходили строгие и сосредоточенные (но, скажу по секрету, – очень добрые) сотрудницы отдела семьи, материнства и детства, на которых лежала львиная доля ответственности по организации и проведению праздника. На сцену поочередно выходили ребята, чтобы водить хоровод вокруг елки, чтобы поучаствовать в многочисленных конкурсах, викторинах, чтобы спеть и станцевать, показать свою меткость, ловкость и смекалку. Всем этим действом управляли ведущий специалист отдела Жанна Джандарова, а также Дед Мороз и Снегурочка (оба они были с выраженным кавказским акцентом и явно КВНовскими «приколами»). Между раздачей подарков за каждый стишок и конкурс Снегурочка проводила забавные интервью с детьми, а Дед мороз важно восседал на стуле посреди сцены и время от времени изрекал свой вердикт.
Потом они спустились в зал, чтобы свой талант смогли проявить и застенчивые дети. Тут к сцене подвезли подростка в инвалидной коляске, сидеть он не мог, но, лежа на спине, он читал стихи в микрофон. И как читал! Зал замер, неслышно было ни звука, кроме голоса мальчика…
Я смотрела и пыталась угадать, чем же болен каждый из этих ребятишек? У многих, наверное, порок сердца. Не правда ли, не сочетаемое сочетание – детское сердце и «порок»? А вместе с ним невозможность побегать вволю наперегонки, потанцевать от души, нельзя ходить на уроки физкультуры, нельзя идти в армию и. д. И это один из самых безобидных диагнозов, установленных у собравшихся на новогодний праздник детей. Что же говорить о глубоких инвалидах?
— Для многих детей с ограниченными возможностями это колоссальное достижение – выучить четыре строки из стишка, тем более – выйти и прочесть со сцены, — комментирует Зурият Токова. – От имени своих коллег, от всех детей-инвалидов и их родителей я хочу поблагодарить всех, кто помог в приобретении сладких подарков и ценных призов – министерство труда и соцразвития КЧР, руководство Карачаевского городского округа, заместителя Мэра по социальным вопросам Сергея Ивановича Панферова и начальника нашего Управления Альберта Ханапиевича Бостанова. Они оба пришли сегодня на наш праздник, чтобы поздравить детей с наступающим новым годом. Хочу также поблагодарить руководство университета за любезно предоставленный зал.
… Праздник закончился, дети и сопровождающие их взрослые расходились по домам. Многие ребята вовсе не похожи были на инвалидов: щечки раскраснелись, глаза сияют, а руки прижимают к груди подарки и призы. Улыбаются их мамы и папы, правда, глаза их грустны – это с тех самых пор, как стал известен диагноз, а вместе с ним осознание факта, что возможности твоего ребенка в этом мире ограничены.
Но безгранична милость Бога, безгранична надежда каждого родителя, что можно победить недуг, и твой ребенок будет жить долго и счастливо.
Зульфия Кечерукова