Администрация
Карачаевского городского округа

«Я помню чудное мгновенье…»

«Я помню чудное мгновенье…»

26 февраля в детской музыкальной школе Карачаевска прошел концерт.

Да не обычный, а концерт Государственной Филармонии Карачаево-Черкесской Республики, программа которого была составлена по произведениям Пушкина.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Специально для детей поэт не сочинял, но все его сказки любимы взрослыми и детьми. Когда концертный зал музыкальной школы был заполнен, открылся занавес, и началось волшебное действо. Ведущая концерта, мастер художественного слова, заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики Алевтина Артемова рассказывала, что долгими зимними вечерами в ветхом барском доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он, разбрызгивая чернила, торопился записать их. «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма», — говорил Пушкин. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, лился тихий голос старой няни великого поэта… В продолжение темы прозвучал романс «Зимний вечер» в исполнении солиста филармонии Народного артиста КЧР Юрия Байрамукова. В течение литературно-музыкального вечера он еще не раз радовал зрителей своим исполнительским мастерством.

Алевтина Артемова со сцены вела диалог с ребятами из зала, они наперебой читали отрывки  из произведений Пушкина, но первыми строками было хрестоматийное «У Лукоморья дуб зеленый…» «У Лукоморья» — так называется сборник пьес для фортепиано композитора Владимира Ходоша, написанный к 200-летию поэта по мотивам произведений Пушкина. Эти пьесы очень выразительны и интересны, но написаны доступным музыкальным языком, так, что их могут исполнять и ученики музыкальных школ. Аккомпаниатор Лаура Дзанаева виртуозно исполнила несколько произведений из музыкального альбома, а Алевтина Артемова вместе со зрителями проводила краткий искусствоведческий анализ каждого из них.

Одна из самых замечательных сказочных опер – «Руслан и Людмила» композитора Михаила Глинки. Знаменитый «Марш Черномора» из этой оперы –, как говорится, «хит всех времен и народов» прозвучал нарочито торжественно и важно, чтобы подчеркнуть комизм: словно бы в концертный зал музыкальной школы вошел сам злой карлик – волшебник Черномор. Но вначале все же «вошла» его длиннющая борода, которую на подушечках несут арапы.

Пушкин и Глинка – два великих имени – неразрывно связаны в истории русского искусства. Они были современниками, дружили меж собой, ценили талант друг друга. Оба создали новый русский язык: один – в поэзии, другой – в музыке. Их знакомство продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал десять романсов на стихи поэта. «В крови горит огонь желанья» — этот романс Глинка и сам пел с большим чувством. А для юных зрителей его исполнила солистка Филармонии Сима Чикова. Еще один известный романс был написан на стихи, которые Пушкин посвятил Анне Керн. С ней он познакомился в 1819 году и был увлечен до такой степени, что однажды выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала поэт встретился с Керн только спустя четыре года в Михайловском. Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анной. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чисто красоты…

Этот романс и еще одно произведение на стихи Пушкина «Адели» — легкое, шутливое жизненное напутствие в изящной музыкальной форме — исполнила Дина Даурова. «Гордая прелесть осанки» — это испанское болеро прозвучало в исполнении Симы Чиковой. Романс Александра Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца» исполнила Лариса Каракетова.

И так продолжалось до самого последнего номера концертной программы: звучал великолепный вокал в сопровождении фортепианной музыки, ведущая рассказывала историю создания каждого произведения. Воспитанникам музыкальной школы Карачаевска, их учителям и родителям был сделан замечательный подарок – от музыкантов Государственной Филармонии Карачаево-Черкесии и от самого солнечного из всех поэтов, чьи строки мы, еще не умея читать, повторяем с самого раннего детства. Спасибо!

 Зульфия Кечерукова

 

Previous А ну-ка, парни!

Leave Your Comment