Администрация
Карачаевского городского округа

Река по имени… Река

Река по имени… Река

Река по имени… Река

Осенью прошлого года журналисты краснодарской газеты «Кубанские новости» посетили Карачаевск и верховья Кубани. Тогда было положено начало эстафеты «Кубанских новостей». А совсем недавно, 15 января, она финишировала. Журналистов в поездке сопровождали сотрудники Администрации Карачаевского городского круга Шамиль Хубиев, Заур Текеев и Альберт Сариев. А результатом стал интересный материал. Сегодня мы публикуем статью «Река по имени… Река» на нашем сайте. А наши читатели увидят свою малую родину взглядом «со стороны». Это очень увлекательно.

Эстафета «Кубанских новостей»: Река по имени… Река

Журналисты «КН» пили чай из реки Кубань, породнились с жителями Карачая и узнали, как определить замужнюю девушку на Кавказе.

Когда в редакции задумали эстафету вдоль реки Кубань, сразу задались вопросом — откуда именно она берет начало? Одно было понятно точно: ехать нужно в Карачаевск. Именно Приэльбрусье — колыбель Кубани. Оттуда она начинается небольшим горным ручейком, вбирает в себя силу впадающих в нее речушек, крепнет и бурным потоком спадает с гор.
— Найдем то самое начало и установим флаг «Кубанских новостей», — решили на редакционной планерке. Сказано – сделано. Сплоченной группой: журналист, фотограф, оператор и даже режиссер (Да-да! Мы снимаем фильм о нашей экспедиции и на весь мир покажем!) – отправились в путь.

Овчарка или волчица?
Карачаевск — небольшой городок, который уютно расположился средь величественных вершин Кавказа. Здесь сливаются сразу три реки: Кубань, Теберда и Мара.
Существует и другая Мара — знаменитая и большая, кишащая крокодилами в Кении и Танзании. Кавказская же — небольшая, но схожая с той знаменитой «анакондой» хищническим характером. Если в горах прошли дожди — проглотит путника вместе с автомобилем.
О Теберде мне рассказали еще в Краснодаре. Напутствия давал известный в крае писатель Владимир Рунов.
— Обязательно побывай в том месте, где сходятся реки Теберда и Кубань. Лазурная и чистая первая впадает в грязную и бурлящую вторую  — зрелище ошеломительное. Кавказцы называют Теберду овчаркой, а Кубань — волчицей. Домашний и дикий зверь — экое сравнение, оцени! — вещал Владимир Викторович.
По прибытии  в городок я сразу попросила своих провожатых — начальника отдела по культуре и молодежной политике администрации Карачаевска  Шамиля Хубиева, его заместителя Заура Текеева, начальника отдела по спорту и туризму Альберта Сариева  (хозяева отнеслись к кубанским гостям со всей ответственностью и не оставляли нас ни на секунду во время путешествия)  — отвезти нас именно на окраину поселения.
Ровная линия двух рек четко обозначалась. Совершенно разного цвета воды — голубой и мутный потоки мчатся вместе.
— Не слышали ни об овчарке, ни о волчице, — разводят руками местные жители. — На Кубани, видимо, свои легенды. Но слова красивые, запомним и теперь будем гостям рассказывать.

— Как же тут хо-ро-шо! — отчеканила, вбирая в себя больше воздуха.
— Да это еще что! Мы всегда уезжаем от суеты большого города в горы. И завтра обязательно вас туда завезем! — был ответ джигитов.
Звучало как шутка. Я принялась хохотать. Большого города? Мы находимся в  районном центре с численностью населения чуть более 20 тысяч человек! Тут тихая, размеренная жизнь. Даже общественный транспорт на улицах отсутствует — все закоулки можно обойти пешком. Ребята нашего смеха не поняли. Пришлось поведать о горестях краснодарцев.
Пока снимали сюжетец, к нам подошел местный житель с арбузом на вытянутых руках. Угостил и исчез. И нож оставил.
— У нас принято кормить путников! — объяснили ребята. Мотаем на ус: голодными на Кавказе по-любому мы не останемся.
К кубанцам с почетом
Карачаевцы – народ особенный. Вольные, как горный ветер, гордые и своенравные, как крутые вершины, гостеприимные и внимательные —  аки няньки. Они приняли нас с первой минуты нашей встречи. И главное – знакомили с удивительными людьми. Ведь, задумывая эстафету, мы прежде всего хотели  рассказать о тех, кто живет на берегах Кубани. Кстати, она переводится незамысловато — «река». Так что им дает вода?
У мосточка через Кубань мы встречаем 90-летнего аксакала. Он открывает неприметный гараж с табличкой «Куплю шкуры». Запах оттуда доносится специфический.
— Забирай за так, — торжественно вручает мне еще не отделанный невзрачный мех. — Будешь меня вспоминать. (О да! Вспоминала еще долго. Вся пропахла овчиной.)
Отделка шкур — один из основных местных промыслов. Турецкие дубленки все как одна сделаны из карачаевской овцы. Шкуры из этих мест везут за границу. Тут практически у всех есть своя отара, стадо коров, табун лошадей, птичник. Без своего хозяйства не прожить  никак! Работы нет. Но на поесть себе карачаевец всегда что-нибудь дельное вырастит. Пастбища и огороды на берегах горных рек и ручьев делают свое дело. Продукт на выходе получается экологически чистым!
— Сколько внуков у меня? Не считал! — продолжает уважаемый кавказец и принимается загибать пальцы. Навспоминал  11 человек. На правнуках сбился. Многодетные семьи на Кавказе — тенденция. Трое детей в семье — традиция.
Следующая остановка — аул Учкулан. Мы выяснили, что до ручейка Кубань, вытекающего из ледников где-то высоко-высоко, не доберешься просто так. Да и сами кавказцы не уверены, что именно там и будет отправная точка Кубани. Зато есть признанная, официальная версия. В этом населенном пункте сливаются две горные реки — Учкулан и Хурзук. С их «союза» и начинается наша матушка-Кубань. Кстати, ущелье Учкулана считается одним из самых населенных «снежными людьми» мест Северного Кавказа. Человекообразное существо, называемое карачаевцами «алмасты», неоднократно видели на Кавказе. На вопрос, встречали ли мои проводники снежного человека, они отрицательно цыкнули.
И отвели нас в местный музей к уважаемому учителю  — 85-летнему Сосланбеку Джанибекову.  Вот о ком тут точно ходят легенды. Старейшина знает об этих местах все!
— Не спеши, девочка! Обо всем по порядку, — взял меня за руку мужчина, возраст которого с ходу и не угадаешь. Глаза человека искрятся интересом к жизни.
Он принялся рассказывать, почему в этих местах так любят тех, кто приезжает с Кубани.
— Во-первых, мы с вами родственники! — заявил Сосланбек. — Пьем воду из одной реки, как молоко одной матери. Роднее нас — никого!
А дальше пошли были. Оказывается, известный офтальмолог Станислав Очаповский, который с 1909 года жил и работал на Кубани и заведовал глазным отделением войсковой больницы (ныне краевой), считался в этих местах земным Богом!  В семьях горцев начали слепнуть дети. Очаповский приехал в Учкулан и стал возвращать им зрение, оперируя прямо в помещении первой светской школы в Карачае.
— Как Иисус исцелял! Конечно, на него буквально молились, —  Сосланбек Юнусович продолжает экскурсию по своему детищу — музею. Со следующей фотографии грозно смотрит атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов — почетный житель… Учкулана! Дружба с ним давняя. И приветы Владимиру Прокофьевичу передавал весь аул.  Вспоминают его здесь часто и гордятся знакомством.
Все из-за любви
Даже обычная дорога в Учкулан полна увлекательными деталями. Что ни место, то отдельная тема для статьи. Красивые предания растрогают любого романтика! Например, Красный мост через реку Кубань в Худесском ущелье дал карачаевскому народу поверье о любви.
— Ради девушек у нас совершаются подвиги, — ведет беседу  старец Джанибеков.  — Все великое случается из-за любви. Этот мост построил инженер, имени которого никто уже и не помнит. Советский строитель влюбился в горянку. Она жила в ауле, дорога к которому вела через бурное течение, а мосток через реку был хлипким. Так вот, чтобы любимой было удобно добираться домой, парень построил для нее основательный металлический мост яркого красного цвета. Хотя по проекту сооружение должно было появиться в совершенно другом месте. Узнав о таком вольном поступке, советская власть репрессировала влюбленного инженера в 1937 году.
Недалеко от Красного моста находится Къадау таш — священный камень Карачая, по преданию оберегающий народ от бед и несчастий. Местные утверждают – мол, все задуманное исполняется, если коснешься его. Это место с давних пор почитается в народе и привлекает внимание путешественников. Журналисты «КН», кстати, тоже мимо не проехали.  Загадали желание:  обязательно вернуться в эти места.  Вот и проверим — исполнится ли?
Неподалеку от этого камня находится территория Эльбрусского серебросвинцового рудника. Кубанское ущелье богато разного рода рудами — серебром, золотом, свинцом, хромом. В XIV веке здесь стояли рудодобывающие предприятия. Длительное время на Эльбрусских рудниках проходили практику студенты Московского горного института. Рудник пополнял общественную казну. На средства, вырученные от аренды этого рудника, не только карачаевские, но и соседние общества могли содержать свои школы, в числе которых и учкуланская. На эти средства содержали учителей, приглашенных из Центральной России, а также работников больницы и аптеки.
Сейчас, к сожалению, рудник заброшен.
Чай из реки
В разговор с  учителем вмешался наш проводник Заур Текеев.
— Для нас день, проведенный с гостем, —  как время, проведенное с Господом, — горец пригласил нас к своим родителям.
Мама Айшат как раз пекла хычины с мясом — местное блюдо типа лепешек с начинкой. Радушная хозяйка обрадовалась нашему приезду, стала хлопотать. На столе тут же появился айран, домашняя сметанка, медок с собственной пасеки, черничное, малиновое  и варенье из шишек – все, что собрали в горах. Хлеб, который тоже испекла сама. Его вкус мы точно никогда не забудем.  Кстати, мясо, молоко — свое. Яблоки, морковь, капуста, картошка с собственного огорода —  овощи, которые славятся своим отменным вкусом за пределами Карачаево-Черкесской Республики. Мы уселись  и за разговорами стали поглощать всю эту вкуснотищу.
— А какие Громов тосты говорил на карачаевском языке ! — о кубанском атамане тоже вспомнил глава семьи Магомед. — А вообще у нас тут жить — милое дело! Приезжайте, когда пожелаете. Дом большой — всем места хватит.
Появился чай из ароматных трав, собранных в предгорьях Кавказа.  Его высокие свойства, как оказалось, зависят от воды. Тут ее пьют прямо из реки Кубань! Нам, жителям равнины, где она, мягко выражаясь, совсем уже не та, было удивительно наслаждаться приятным напитком. Чудеса!
Много говорили о любви, семье, уважении.
— Сегодня, конечно, не все соблюдают те старые обычаи, — рассказала хозяйка. — Я пряталась от будущего супруга год. За это время даже ни разу с ним не заговорила. А он упорно приходил свататься и упрашивал родителей отдать меня ему. Как порешили взрослые по брачному сговору — так и случилось. Он добрый человек, так почему бы не выйти замуж. Конечно, тогда случались и браки с насильственным похищением невесты. Наши сыновья и дочки создавали семьи уже на современный лад. И это хорошо.
— У нас девушек незамужних когда-то можно было определить только по горшку с водой, который она несла, — заулыбался глава семьи. — Если посудина пузатая, округлая — то женщина семейная, а если горшок с «талией», то можно и свататься.
В это время сын Заур сообщил, что лошади готовы к прогулке. Кстати, одним из условий эстафеты «Кубанских новостей» является как раз передвижение вдоль реки на разных видах транспорта. Мне достался конь — добряк Малыш. Именно он  отвозит своих хозяев высоко в горы к их скоту, который пасется в Приэльбрусье. Зверь знает все хитрые тропы. Он и доставил меня к реке Кубань. Прогуливаясь вдоль ее берега, мы поднимались все выше. Здесь рыбаки ловят форель. Побывали и на нарзанных источниках, коими полон Кавказ.
Здесь я наконец поняла, почему карачаевцы такие улыбчивые, солнечные люди. В таких местах другого настроя просто не может быть! Нет, конечно,  проблем и у них хватает. К примеру, сбыть выращенную своими руками продукцию бывает сложно. Пробиться в магазины соседних регионов практически невозможно. Но совершенно точно:  кавказское долголетие и здоровье местным дарят чистая вода Кубани, горный воздух и бесконечное жизнелюбие.
Флаг «Кубанских новостей» мы установили в Учкулане — в том самом месте, где Кубань берет свое начало. Эстафете дан старт! Вы можете увидеть наш десант в течение четырех месяцев в десятках районов Краснодарского края. Финишируем 15 января — в день  25-летия нашей газеты. Подводя итог первой поездки, к верховьям Кубани, скажу:  да, именно тут все начинается: доброе отношение к людям, взаимовыручка, мудрость, сильная вера. И это лишь маленькое начало. На протяжении всего пути  — почти 1000 километров — в Кубань впадают реки, питая ее. Так и с людьми. Река одна на всех. Делает нас ближе.

P.S.

Нас не отпустили домой, даже когда мы выполнили редакционное задание. Проводники Шамиль и Заурбек устроили нам захватывающую поездку на озера долины Теберды и в Домбай. Незабываемые пейзажи, «полеты» на канатке над горными склонами — все это подарили нам наши новые друзья. Последний сюрприз приготовили напоследок.
— Ты обязана увидеть Эльбрус, — загадочно заявил мне Шамиль.
Ну что ж, и туда с охотой отправились. И вот когда мы поднялись на высоту 2200 метров на  перевал Гум-Баши, мой второй экскурсовод Заурбек вдруг объявил, что легендарного пика я не увижу из-за тумана.
В это время целым океаном высокогорных лугов здесь раскинулось плато Бийчесын — традиционное место летних пастбищ. Аромат разнотравья просто опьянял, и хотелось подняться еще выше, к отвесным скалам, где кажется, что стоит лишь протянуть руку, и достанешь до неба.
— Вы знали и молчали? Зачем же привезли меня сюда? — изумилась и, не скрою, даже испугалась.
— Просто не можем тебя отпустить! — был ответ в два голоса. — Вот и придумываем поводы, чтобы не расставаться.
И я задумалась тогда: а ведь и правда, есть ощущение, что за эти три дня мы прожили вместе целую жизнь. И разлучаться ну совсем никак не хотелось.  Вот оно, кавказское гостеприимство чистой воды!

Юлия ЮСУПОВА

jusupova@kubnews.ru

Previous Мэр Карачаевска Р. У. Текеев поздравил призера Гран-При «Иван Ярыгин»

Leave Your Comment