Администрация
Карачаевского городского округа

Ко Дню Возрождения карачаевского народа

Ко Дню Возрождения карачаевского народа

Недавно  в свет вышла книга с громким названием «Достоин чести».

Составителями книги стали Б. Ю. Джазаев, А.-А. Д. Чотчаев, М. Ю. Чотчаева, технический редактор М. Н. Кумукова, дизайн обложки – Т. А. Джуккаев.

Книга рассказывает о Магомете Шаухаловиче Чотчаеве — видном общественно-политическом и государственном деятеле Карачаево-Черкесии. Этот человек был незаурядной личностью: прямой, резкий, он жил без оглядки, не умел скрывать правду, никому не прощал лжи и обмана, не льстил высоким чинам, жил и работал исключительно для народа, до конца жизни оставаясь верным идеалам большевистской партии. Сегодня на нашем сайте мы публикуем вступительную статью к ней Президента рода Чотчаевых Абук-Алия Чотчаева.

Правдивый рассказ о настоящем человеке

Повесть  о настоящем человеке

         Мне хотелось бы избежать субъективности в своем рассказе об этом человеке, но трудно говорить беспристрастно о том, чья память мне очень дорога. Сегодня, когда мы все празднуем День возрождения карачаевского народа, я хочу рассказать о Магомете Шаухаловиче Чотчаеве, которого мне посчастливилось знать лично и который так много сделал для своего народа. Родился Магомет Чотчаев  в 1908 году в ауле Хурзук, и, наверное, родился он под счастливой звездой, поэтому и большую часть своей жизни работал на ответственных государственных постах. Без преувеличения его можно назвать сыном карачаевского народа, эту великую честь и тяжкое бремя ответственности он доказал всей своей жизнью. В нем никогда не было той спеси, которая так характерна была и есть для многих высокопоставленных чиновников, абстрагирующихся от среды, из которой они вышли.  Магомет Шаухалович всегда был трудолюбивым человеком, никакой работы не боялся и призывал к этому своим личным примером.

В 23 года он поступил в Северо-Кавказский коммунистический вуз в Ростове и окончил его на «отлично, потом он с легкостью поступил в университет трудящихся Востока в Москве и успешно окончил его. Магомет Шаухалович мог сделать головокружительную карьеру, тем более, что по-настоящему грамотные национальные кадры были в то время «на вес золота». Много раз заманивали его на должности повыше, но до конца своих дней он остался верен своим землякам, своей родной земле. После учебы он вернулся в свой родной Учкулан. В 1937 году народ избрал его, 29-летнего молодого человека, первым депутатом Верховного Совета СССР. Спустя год его назначают председателем Карачаевского облисполкома. Это был тяжелейший период в истории нашей страны – период репрессий, когда любого человека без суда и следствия, по доносу, могли расстрелять или осудить на длительный срок. В это же время, в годы руководства Чотчаева Карачаевским облисполкомом, в Карачае была ликвидирована безграмотность, начался расцвет интеллектуальной и экономической жизни, при нем в Микоян-Шахаре был открыт педагогический институт.

Высокий, статный, красивый и сильный мужчина в расцвете лет – таким он запомнился своим соотечественникам в эти годы. Авторитет Магомета Шаухаловича был столь велик, что хватало одного его слова, чтобы разрешить сложный спор, его именем называли своих новорожденных сыновей. Все годы своей деятельности Магомет Чотчаев находился между молотом безжалостной государственной машины и наковальней, которой был его родной народ. Его за прямолинейность и бескомпромиссность могли просто уничтожить по малейшему доносу, как это произошло с миллионами соотечественников.

В июне 1941 года Магомет Шаухалович ушел добровольцем на фронт. Майор Чотчаев занимал должность комиссара кавалерийского полка, а затем и дивизии. За спины солдат он не прятался, в бою у села Анастасиевка под Ростовом Магомет Чотчаев, сам, будучи тяжело ранен, вынес с поля боя раненного ингуша Магомета Албогачиева, судьба распорядилась так, что оба Магомета лечились в одном госпитале в Баку и сохранили свою дружбу до конца своих дней. Магомета Чотчаева назначили заместителем начальника госпиталя, затем перевели в Краснодар, оттуда — в распоряжение Ставропольского крайкома партии. В это время как раз депортировали карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан.

В годы войны у Магомета Шаухаловича был сохранен депутатский мандат, соответственно – депутатская неприкосновенность, поэтому выслать его вслед за карачаевским народом не могли. С декабря 1943 года по май 1944 года он работал инструктором обкома партии в Черкесске. За это время он, по сути, спас жизни 54-х человек, возвращавшихся с фронта в отпуск или демобилизованных карачаевцев, не знавших о факте депортации народа и явно обреченных на гибель – о зверствах НКВД в те годы ходили легенды.  Спустя недолгое время он разделил судьбу своего народа в ссылке. Это был самый тяжелый период: в первые годы депортации были факты массовой гибели людей. Видя, в каком бедственном положении находятся его земляки на чужбине, Магомет Шаухалович употребил все свое немалое влияние в партийной и административной среде и организовал артель по изготовлению рыболовных сетей в Джамбуле и Таласе. Он сумел привлечь к надомному труду по различным данным от 1000 до 4000 человек. В основном это были женщины и дети, которым в качестве оплаты им выдавали хлебные карточки. В артели работали не только карачаевцы, но и спецпереселенцы других национальностей: балкарцы, чеченцы, ингуши и др. Как в последствии показали данные статистики, в этих районах смертность среди депортированных была намного ниже, чем в остальных районах. Работая инструктором обкома партии в республиканском центре Талас, Магомет Чотчаев многим помог в трудоустройстве и поступлении в местные вузы.

Заочно я познакомился с ним в 1957 году, когда наш народ возвращался на родину (к тому времени Магомет Шаухалович уже год как работал секретарем Карачаевского райкома партии). Но еще раньше, в апреле того же года мне, 20-летнему юноше, в руки попала газета «Къызыл Карачай» («Красный Карачай»). Для спецпереселенца это было большое счастье – на чужбине читать о своем народе, о своей земле. В газете была опубликована статья Магомета Шаухаловича о природных богатствах Карачая, в которой он проявил себя как истинный государственный деятель. Трудно переоценить значение этой статьи для нас, это была весточка с родных гор Карачая. Помню, как моя мать с тоской говорила: «Вернуться бы домой, я бы камни лизала и водой из реки запивала». Но, к сожалению, ей, как и многим тысячам, так и не суждено было увидеть родную землю.

3 мая, в тот знаменательный день, который теперь празднуется как День возрождения карачаевского народа, на Кавказ стали прибывать эшелоны со спецпереселенцами. И Магомет Шаухалович встречал их, на местах он рьяно защищал интересы репатриантов. Каждый случай спора или конфликта с поселенцами из Грузии, которые находились в Карачае после депортации коренного населения, рассматривался им лично. Конечно, возникало множество проблем, было тяжело. Чотчаев возглавляя комиссию, членами которой были Эбзеев Сапар Ахлауович, Кубанов Абдул Муссаевич, Эбзеев Аскер Батдалович, Хачиров Хаджи-Мырза, Токов Нюрлю Ахлауович, Батчаев Ахмат Шогаибович, Боташев Магомет Абдурзакович, Курджиев Таубий Хамзатович и другие. Благодаря настойчивости этих людей и лично Магомета Шаухаловича в достаточно короткие сроки удалось подготовить жилье для возвращавшихся. В Ставропольский крайком партии поступила жалоба на активные действия Магомета Шаухаловича, но, если бы не эти самые «активные действия», возвращавшиеся на родину карачаевцы еще долго не могли бы заселиться в свои дома. Однако, в результате жалобы, с должности секретаря райкома Чотчаева сняли и перевели начальником домостроительного комбината. И здесь он помогал всем — карачаевцам, русским, осетинам, черкесам: кому древесину давал, кому еще что-то.

В последующие годы, работая на различных партийных и административных постах, Магомет Шаухалович был исключительно честным, принципиальным и совершенно бескорыстным человеком, скромным, но и настойчивым, требовательным одновременно. Сам он никогда не хвалился и был скуп на похвалу, терпеть не мог чинопочитание, несправедливость, ложь, обман, наушничество. Он всегда был опрятно и строго одет. Я ни разу не видел, чтобы он хоть на минуту опоздал на работу, по его приходу и уходу можно было сверять часы. Мы, молодое поколение, все годы сотрудничества с Магометом Шаухаловичем чувствовали в нем старшего товарища и наставника, без преувеличения можно сказать, что это был образец истинного горца и убежденного коммуниста. Многие по сей день с благодарностью вспоминают Магомета Чотчаева, хотя все его поколение в большинстве своем ушло безвозвратно – в прошлом году ему исполнилось бы 100 лет. На Аллее Славы знатных людей Карачая в г. Карачаевске в память о Магомете Шаухаловиче установлена мемориальная доска, в республиканском краеведческом музее открыт стенд о славном пути этого замечательного человека, о нем снят фильм. Вот теперь издана книга, потому что народ должен знать о достойнейших своих представителях.                                              

                                                                                         Абук-Али Чотчаев

Материалы к публикации

 подготовила Зульфия Кечерукова

Previous 3 мая — День Возрождения карачаевского народа

Leave Your Comment